Как не сделать из ребёнка потребителя


28-03-2016

миниатюра

Не секрет, что наш век стал веком потребления. Реклама, которая преследует нас повсюду, внушает нам, что без того или иного продукта  наша жизнь потеряет смысл, соцсети наполнены разговорами о том, чья машина круче, чей прикид  дороже, чей досуг престижней. А где же наши дети во время наших телефонных разговоров с подругами, родственниками, во время маминого сидения в сети на потребительских сайтах? Дети рядом. Наши дети отражают  наш образ жизни, нашу мораль, наши  взгляды на те или иные события, наше отношение к близким  и окружающим. Они впитывают наши разговоры, они ловят наши взгляды, они чувствуют нашу реакцию на всё, что нас окружает.

Иногда  мы  этого не замечаем, но потребительская модель поведения распространяется на сферу нашего общения с  окружающими. Кто-то считает, что поощрать ребёнка нужно только материально. Поздравления  живущих вдали родственников должны обязательно подкрепляться чем-то, что можно взять в руки, надеть или съесть. Письма и поздравительные открытки – это прошлый век, отстой. Передавать приветы,  пожелания и поздравления без подарка, в устной или письменной форме,  сейчас  стало постыдным. Люди, одумайтись! Кем мы стали. Добрые письма и тёплые искренние пожелания без материального подношения не производят на нас никакого впечатления, кроме разочарования. Что это, как не отсутствие духовности? В старом детском мультике «38 попугаев» обезьянке слон передал привет, так вот она никак не могла взять в толк, что это за привет такой, который нельзя в руках подержать. И когда поняла, то почувствовала, как ёкнуло сердце, как  на душе стало хорошо и светло.



Как в детстве было хорошо, когда мы получали поздравительные открытки и письма от самых родных людей. Когда родители нам зачитывали  тёплые слова, пожелания и добрые советы наших близких, мы видели, прежде всего ,реакцию родителей. И если она была доброй, если глаза у родителей светились, читая эти письма, если они  были счастливы, то и мы испытывали, то же самое.

письмо

Мы старались отвечать на письма с материнской помощью,  пока не могли писать – рисунками, потом перевёрнутыми вверх и в бок буквами, потом  искренними повествованиями о жизни и о себе,  потом научились набирать номер и звонить, чтобы услышать в трубке родной голос бабушки или дедушки. И это согревало наши сердца, мы были счастливы ОТ ОБЩЕНИЯ, а не от величины и цены подарка. Мы об этом не думали, потому что наши родители нас так воспитали, потому что они испытывали счастье ОТ ОБЩЕНИЯ, а не от материального подтверждения любви.

телефон

Сегодня СМИ, соцсети, тусовки приучают нас к другому, к тому, что навязано нам извне,  оттуда,  где желание потреблять стало иконой стиля.  Мебель надо регулярно менять, технику тоже, ведь прогресс не остановить, а чтобы тусовка не сочла тебя лузером, твоя техника должна быть самой продвинутой. Одежду  и обувь нужно  покупать чем чаще, тем лучше, и желательно с  лейблами известных марок, чтобы «друзья» сгорели от зависти, и не важно, что шкафы «лопаются», продадим на сайте продаж, а дети пусть приучаются, как надо расчётливо и «правильно» жить. И сидят наши дети рядом с нами не за чтением книг о героях, которые способны на жертвенный поступок, ради счастья людей, не за просмотром фильма о защите слабых и несчастных, не за просмотром картин  природы,  не за рассказом матери о добре и зле, а за просмотром  потребительских сайтов. Так как же уберечь ребёнка от  потребительского отношения к жизни? Ответ предельно ясен, самому не быть потребителем.

От того какие ценностные установки давали нам в детстве наши родители, зависит то, какие установки мы будем давать нашим детям. И если нам внушали, что главной целью человеческого существования являются успешность, способность «пробиться в жизни» и по карьерной лестнице, то навряд ли наши дети будут великодушными, щедрыми, научаться сострадать, а сами мы не окажемся  под конец жизни в доме для престарелых.  Поэтому не забывайте в житейской суете хвалить детей за проявление сострадания и щедрости, а не только за выученные стишки и нарисованные картинки.

4

Не держите  в фокусе материальные вещи, не зацикливайтесь  на них. Не восхищайтесь  вещами, а восхищайтесь  красотой природы, красотой ремесёл, тем, что потребовало усилий, творчества, труда.  Восхищайтесь  добрыми поступками ребёнка, а не его умением кататься на подаренном вами велосипеде. Поощряйте ребёнка за его душевные качества, за сохранённый цветок, за нераздавленного жучка, за кормление, а не пугание голубей. Радуйтесь вместе с ним его добрым поступкам, его  чувству сострадания, его стремлению что-то починить, его желанию помочь вам. Научите  ребёнка дарить тепло окружающим. Приучайте  его видеть тех, кто слабее его  – малышей, животных,  цветы, растения, насекомых, птиц.

3

Смотрите чаще с ребёнком на небо, на звёзды, на облака. Радуйтесь вместе с ребёнком тому, что не выражается в денежном или материальном эквиваленте.

Не обсуждайте при ребёнке окружающих, он всё слышит, даже если вам кажется, что он занят.

Не превращайте  посещение гипермаркета  в праздник,  закрепляя   удачный  шопинг  в пиццерии. Пусть у ребенка восторженные ассоциации будут связаны с походом в планетарий или музей, с семейным походом в лес или на каток, а не в магазин за очередной порцией игрушек.

Когда дети видят маму дома преимущественно «сидящей» на сайтах интернет-магазинов, даже если ей движет исключительно желание сэкономить, а мамины разговоры  по телефону сводятся к обсуждению потребительских свойств тех или иных  товаров, тут уж трудно требовать от ребёнка разговоров о чём-то нематериальном.

Постоянно разговаривайте с детьми.

глаза

Не уткнувшись в книжку, а глядя ребёнку в глаза. Лучше расскажите ему сказку, нежели прочитайте. Чтобы он видел ваши глаза, видел вашу реакцию на те или иные события. Говорите ему о прекрасных человеческих качествах,  о примерах самоотверженности и героизма, размышляйте с ним на тему предназначения человека, обсуждайте с ним житейские вопросы, но помните о  возрасте ребёнка  и давайте информацию дозировано, ровно столько, сколько он в силах понять и переработать. С его взрослением все житейские темы будут обрастать новыми подробностями, но торопиться с ними  не нужно. О существовании цинизма и равнодушия, пошлости и зависти, потребительской психологии и корысти  нужно говорить по мере взросления ребёнка  по-разному, с поправкой на возраст, но говорить необходимо, чтобы ребёнок  узнал это от вас, а не от чужого дяди.

Не бойтесь говорить детям «нет».  Если вы не будете ограничивать желания ваших детей, то сами они никогда не научатся  это делать.

Поощряйте  детей  не подарками  из магазина, а тёплыми объятиями, доброй беседой перед сном, собственноручно испечённым пирогом или поцелуем.  Ценится это ребёнком, поверьте, намного дороже, если конечно вы не успели его душу изуродовать материальными ценностями.

Демонстрируйте ребёнку не материальную  любовь , подкреплённую новой игрушкой, а любовь настоящую, искреннюю, чтобы он с младенчества чувствовал её и понимал. Дарите ребёнку внимание, доброту, заботу, беседуйте с ним, слушайте и слышьте его,  и тогда, когда он вырастит,  научится отличать любовь настоящую, искреннюю от любви корыстной, основанной на потреблении.

ласковая мать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.