Дюжина способов подготовки руки ребёнка для письма


25-11-2014

в начало

Палочки заваливаются, крючочки не заворачиваются,  а буквы выглядят  «мутантами»  – частая ситуация в начальной школе. А если,  ко всему,   Ваш ребенок не может сам зашнуровать себе ботинок или застегнуть пуговицы пальто, становится ясно, что  мелкая моторика руки находится в зачаточном состоянии и над ней или совсем не работали, или работали крайне мало.

палочки

Для овладения  навыками письма требуются  регулярные тренировки. Начиная с рождения, давая ребёнку в руку погремушку,   мы уже начинаем развивать его мелкую моторику. Дальше – больше. Пальчиковые лабиринты, пирамидки, вкладыши, наклейки, кубики и так далее. Постоянные игры-тренировки. Ребёнок и не подозревает, что занимаясь его мелкой моторикой мы предлагаем ему увлекательное занятие. Навыки письма  требуют развития соответствующих отделов мозга, хорошей координации движений, произвольного внимания и развитых мелких мышц руки.

рисование

Занимаясь шнуровкой или лепкой, раскрасками или наклейками, вырезанием и конструированием,  мы неуклонно развиваем  мозг ребёнка, который способствует развитию мелкой моторики руки. Ведь это давно не секрет, что  мышечная мелкая  моторика пальцев способствует развитию мозга. Мы предложим Вам дюжину наиболее распространённых, апробированных и функциональных способов развития мелкой моторики для овладения навыками написания ученика начальной школы (при условии, если его моторикой на протяжении 6 лет занимались от случая к случаю).

 

Рисование.

рисование2

Рисования много не бывает. Если ребёнок любит рисовать, не удерживайте его и не ограничивайте. Чем  больше он рисует, тем лучше. НО, и это главное,  рисовать следует карандашами или красками. Фломастеры и ручки, столь  любимые  нашими детьми, совершенно не годятся. Дело в том, что при рисовании карандашом,

 

 

 

 

рисование3

ребенок  сам регулирует  степень нажатия, чтобы линия получалась  темнее или жирнее, а при таком действии у ребёнка включаются в работу  соответствующие отделы мозга, которые отвечают за  беглость речи Вашего ребёнка и за его устную речь. С фломастерами такого не получится, они  пишут всегда одинаково и когда ребёнок ими рисует, ему не требуется прилагать дополнительные усилия, чтобы добиться той или иной линии.

 

Раскраски.

раскраски

Раскраски   тренируют не только мелкую моторику руки, но и развивают глазомер, включая в работу дополнительные отделы мозга. Кроме того, раскрашивание рисунка требует от ребёнка внимания и аккуратности, что  будет ему крайне необходимо в школе. Незаменимое  упражнение для становления навыка письма – штриховка. Заштриховывать  фигурку человека, животного или любой другой  рисунок  нужно в одном направлении, соблюдая  расстояние между штрихами. Вы можете воспользоваться  трафаретами, обвести ладонь  или ступню  ребенка, а потом заштриховать их.

 

 

Головоломки и задания на пространственные представления.

лабиринт

Решение головоломок  крайне нравится детям, особенно, если рядом сидит кто-нибудь из родителей. Они с  увлечением  соединяют  точки по номерам, получая в результате определённую картину,  или находят  дорогу в запутанном лабиринте. При этом страшно гордятся своим успехом, а восторг мамы или папы, который скажет при этом «Какой же ты у меня разумный,  или какая же ты у меня умница», только подстегнут ребёнка к новым свершениям.

Закрепите  у ребёнка  понятия «лево» и «право». На листке в клеточку нарисуйте точку – это начало путешествия, допустим, к  кладу волшебника.  Ребенок  ставит карандаш на эту точку, а Вы говорите ему куда следует вести линию, не отклоняясь от  стандартных тетрадных линий.

фото

Например: влево  два квадратика, вверх – один, вправо четыре и так далее. В результате Вы дойдёте до сокровищ, к которым приведёт прорисованная Вашим ребёнком линия или отобразится  кривая, изображающая какую-либо фигуру.  Или  поиграйте в  добрые, старые «крестики-нолики» , или, если уже добились первых успехов, в «морской бой», которые скрашивали наши школьные будни.

 

 

Лепка.

лепка

Пластилин, тесто, глина – любой материал для лепки приветствуется.  Что лепить, также   не имеет принципиального значения. Главное, чтобы  пальцы ребёнка мяли этот материал, скатывали в кругляшки, отрывали от него кусочки, соединяли их и так далее. Это незаменимое упражнение для мелкой моторики, развития пальчиков ребёнка.

 

 

 

Аппликации и оригами.

оригами

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Аппликация позволяет собственноручно сделать открытку для мамы, папы, дедушки или бабушки.

 

аппликация

Способствует развитию мелкой моторики создание  аппликаций  с разнообразными природными материалами: семечки, горох, фасоль, рис, гречка, пшено,  скорлупа от фисташек, семечки подсолнуха и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.

 

 

Вырезание.

вырезание

Не бойтесь давать ребенку ножницы: пусть он расстрижет скатерть, но научится вырезать кружочки, салфетки и новогодние снежинки. Это упражнение стимулирует синхронизацию работы полушарий головного мозга.

 

 

 

Конструирование.

 

конструирование1

Пусть ребёнок конструирует всё, что  угодно! Главное, чтобы  ему было интересно. Можно  собрать покупную грузовую машину или деревянный экскаватор, или построить башню из спичек, или склеить  модель  самолёта. Приклеивание и сбор мелких деталей это не только тренировка рук и глаз, но и воспитание усидчивости.

 

 

 

Мозаика.

Мозаика 01Как правило, первоклашкам  эта «малышовая забава»  бывает уже неинтересна. А вот собирание, например, сказочной феи или пирата  по образцу на скорость – уже выглядит привлекательно. Или можно устроить соревнования с друзьями, подружками, наконец семейный чемпионат по мозаике. И развитие моторики, и прочный семейный фундамент.

 

 

 

мозаика2

 

Бисероплетение.

бисероплетение

Нанизывание бус  и бисероплетение  используется,  как дополнительное средство развития связной и устной речи. В процессе бисероплетения активно развивается мелкая моторика рук, что активизирует зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи. Кроме того, данная работа становится основой для дальнейшего освоения ребенком навыков рисования и письма.

При работе с мелкими элементами следите, чтобы ребенок не проглотил их и не догадался засунуть бисер себе в нос или ухо.

 

 

Вышивание.

вышивка

Для малышей продаются специальные наборы с довольно толстыми иглами и удобными пяльцами. Вышивка – отличное упражнение для развития пальцев и глазомера. Замечательно, если Ваш ребёнок, на первых порах, будет делать это под  присмотром мамы или бабушки, а ещё лучше с ней «за компанию». Только позаботьтесь, чтобы ребенок вышивал не при искусственном освещении, а при дневном свете и, желательно, не более получаса в день. Хотя некоторым детям очень нравится это занятие,  и они с трудом откладывают пяльцы через полчаса.

 

MINOLTA DIGITAL CAMERA

 

 

 

Шнуровки.

шнуровка

Сейчас есть множество готовых пособий – одни имитируют пуговицы и ботинки, другие предлагают нарядить елку, прошнуровав  к ней пластиковые игрушки и т.д. Но нет ничего сложного, чтобы сделать такое пособие самим: достаточно взять лист картона, нарисовать на нем, например, яблоко и проделать дырки. Веревочку окрестить «червяком» и «накормить» его «яблоком». Упражнение великолепно тренирует пальцы рук, развивает участки мозга, ответственные за устную и письменную речь.

шнуровка2

 

Копирование орнаментов.

Возьмите любой, понравившийся  Вашему ребёнку узор из книги или распечатайте любой, понравившийся Вам  из Сети.

заяц

заяц1

Положите сверху кальку и предложите ребенку обвести карандашом узор. Точно так же можно скопировать любимых героев мультфильмов. А потом их раскрасить и заштриховать, вырезать и наклеить – уверена, дальнейшие действия вам подскажет фантазия ребенка. Это уникальное упражнение для памяти, моторики, глазомера, устной речи. Можно приложить рисунок к оконному стеклу и обвести его.

орнамент

 

Навыки.

 

Также важны навыки самообслуживания: к 7 годам ребенок должен уметь сам застегивать и расстегивать пуговицы,

навыки

кнопки, застежки, худо-бедно завязывать шнурки, правильно использовать столовые приборы.

И, наконец, не оберегайте ребенка от работы по дому – мытье посуды,

навыки2

пола, вытирание пыли, пришивание пуговиц, пересаживание цветов – все это, прекрасно  развивает руки, а значит, и мозг Вашего ребенка.

развитый ребёнок

Запомните, развитие мелкой моторики рук необходимо в процессе роста ребёнка. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скрытости. Развитие мелкой моторики сказывается на всестороннем развитии ребёнка: совершенствуется физическое развитие, психическое (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, наблюдательность), речевое.

 

развитый-ребёнок


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.