Сирил Берт


24-10-2013

Берт был первым психологом, получившим от королевы Великобритании дворянское звание. Берт начал публиковать результаты тестирования IQ у детей в 1912 г. и продолжал свои исследования вплоть до своей смерти, последовавшей в 1971 г. За это время Берт сделал головокружительную карьеру: психолог-исследователь в системе школьного обучения Лондона стал в 30-40-х годах консультантом по вопросам образования в правительстве Великобритании. В этом качестве он несет главную ответственность за существование трехуровневой системы образования, основанной на его теории о врожденном, передающемся по наследству интеллекте. Эта система раз и навсегда относила ребенка к одному из трех образовательных уровней на основании оценок тестов IQ (тестирование проходят все дети в возрасте 11 лет). Та же теория лежит в основе американской системы образования, ибо Берт оказал сильное влияние на теорию и практику образования в США. Наиболее важные исследования Берта были опубликованы в 1955, 1958, 1966 гг. Они содержали результаты тестирования сначала 21 пары идентичных близнецов, затем «более 30» таких пар и, наконец, 53 пар близнецов. В этих «классических» исследованиях было доказано, что корреляция показателей тестов IQ у близнецов, живущих в разных условиях, приближалась к 0,80, а это почти идеальная корреляция. У идентичных близнецов, воспитывавшихся в одинаковых условиях, корреляция IQ превышала 0,90, то есть была практически идеальной. На основании этих и других исследований Берт приходит к следующим выводам: интеллект передается по наследству; дети богатых обладают большим интеллектом, чем дети бедняков; англичане умнее евреев и ирландцев; а мужчины способнее женщин. Валидность исследований Берта стала подвергаться сомнению, когда профессор Принстонского университета Леон Кэмин

леон кэмин

тщательно изучил их в 1972 г. «И десяти минут чтения достаточно, чтобы заподозрить подделку», – заявил Кэмин. Зародившиеся у него сомнения Кэмин опубликовал в книге «Наука и политика IQ», вышедшей в свет в 1974 г.

книга3

В 1976 г. весь академический мир был потрясен сообщением о том, что основная работа Берта не что иное, как полнейший обман, фальшивка. Это было подобно грому среди ясного неба. «New York Times» во всеуслышание заявила об этом в статье, озаглавленной «Классический IQ англичанина. Результаты оказались фальшивыми». Дальнейшие исследования Камина полностью подтвердили его подозрение – оказалось, что Берт подтасовывал факты, ссылался на несуществующие источники, выражал признательность мифическим ассистентам, писал обзоры под псевдонимом и очень высоко отзывался в них о своих собственных работах, и к тому же публиковал такие обзоры в журнале, который сам же редактировал.
Существует интересная «преемственность» между тремя главными апологетами теории генетической обусловленности интеллектуальной неполноценности черных – Дженсеном, шарлатаном Бертом и Айзенком. Причём, Ганс Айзенк был любимым студентом Берта. Артур Дженсен был учеником Айзенка. Ричард Херрнстайн из Гарвардского университета в статье, написанной в защиту теории Дженсона и помещенной в журнале «The Atlantic», целиком и полностью опирался на данные Берта. Опровержение психологических исследований Берта наносит удар и по трем его ученикам.

карикатура


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.