Отец Серафим


30-01-2014

Благодаря  отдалённости от мира, отец Серафим приобретал необходимый духовный опыт. Он непрестанно читал, осмысливал прочитанное и передавал свои мысли о будущем человечества  в своих трудах, которые сам печатал на машинке,

роуз за работой в мастерской

а затем и на печатном станке. Издательская деятельность была основным делом отца Серафима. Он издавал и переводные, и свои сочинения. В монастыре был допотопный станок, на котором он  сам набирал текст на свинцовых формах. Был и другой старый станок, на котором можно было печатать без электричества. Типография обители работала  с 1968 г. по 1984 г.

Типография

Здесь издавался журнал «Русский Паломник», книги о прп. Паисии Величковском, «Церковные календари»,  «Православие и религия будущего» Серафима Роуза и др. В  1977 году отец Серафим  был рукоположен в священники. (О.Серафим слева)

серафим и герман

Проповеди о. Серафима всегда были короткими, он не пользовался записями. Он говорил без всякого актерства, без каких-либо жестов или эмоциональных ударений — очень спокойно, как бы беседуя со слушателями.

Отец Серафим всегда старался разъяснить какой-нибудь один вопрос, и это помогало лучше запоминать и обдумывать его слова:

«Главнейшая беда современного православия, избыток расчета и нехватка сердца. Прежде всего, вера должна гнездиться в сердце, а не в уме, она должна быть «живой и греющей душу», а не абстрактной холодной теорией».

Отец Серафим постоянно указывал на необходимость больше внимания уделять внутренней жизни, внутреннему монашеству. Этот призыв — искать истинное монашество и остерегаться чисто внешнего исполнения обетов — главный в его книгах и лекциях. Внешние проявления духовности, словно бы перед зеркалом, ему были противны, и он всячески старался оградить от этого и себя, и тех, кто с течением времени пришел в монастырь. Каждый год в монастыре  Германа Аляскинского

монастырь св.германа аляскинского

проводились богословские мини-семинары, лекции. Из этих лекций отец Серафим хотел составить курс для тех, кто живет в миру, который назывался бы «Православный курс выживания». Этот «Курс выживания» на английском языке так и не вышел, но сейчас его хотят издать на русском языке. Отец Серафим и сам боялся издавать этот курс на английском, потому что опасался, не будет ли книга воспринята слишком рационально, что так свойственно людям Запада.  В обитель приходили молодые люди, но спустя какое-то время покидали её. Отец Герман,  однажды, после прихода в трапезную на очередное чтение к отцу Серафиму лишь трёх оставшихся в обители братьев, с сарказмом, свойственным ему,  заметил: «Что-то  духовные семена святых не взошли.  Почему бы?»

На что отец Серафим, мягко ответил: « Почва скудна».

Отец Серафим опасался того, что все станут следовать букве, а не духу Православия. Ему было важно, чтобы современные люди читали больше о святых, чтобы они чувствовали Православие.

отец серафим

Не просто исполняли те или иные предписания, а приобрели чувство внутреннего благочестия. Поэтому, когда он писал, он всегда старался объяснить, в первую очередь, духовную суть дела, чтобы люди не останавливались только на форме. Отец Серафим не принимал чисто научное богословие. Он считал, что истинное богословие передается через святых, что надо изучать жития и творения святых, стараться очищать себя от страстей и по мере сил со смирением подражать святым.

В 1982 году, накануне праздника Преображения Господня, отец Серафим произнес свою последнюю проповедь. Он умер 2 сентября 1982 года. Ему было всего 48 лет.

похороны

В отце Серафиме поражало его подвижничество: он никогда не сидел, сложа руки. Стремительным шагом ходил по всем уголкам обители, проверяя, не нужно ли что-нибудь братьям, всё ли в порядке с хозяйством.

незадолго до смерти

Укреплял в вере молодых поселенцев.    После кончины о. Серафима кое‑кто поговаривал, что это о. Герман довел его до преждевременной смерти, что называется, «заездил».

Как жил отец Серафим в аскезе, так и на тот свет отправился, так же аскетично, в простом дощатом гробу.

Годы прошли, на месте скита бывают паломники. Фотографируются, заходят в монастырь Св. Германа Аляскинского,

монастырь сегодня

который был основан из одноимённого братства. В монастыре  нет того аскетизма, который был свойственен отцу Серафиму. Хотя поселенцы стараются жить тем духом, которым жили братья во времена отца Серафима. Здесь нет линии электропередач, нет генераторов, хотя есть ноутбуки на батарейках. Монахи живут в кельях с печным отоплением и молятся при свечах.

Скит2

Правда, кельи благоустроеннее, чем при Серафиме. Келья отца Серафима, выстроенная им собственноручно в 1975, называлась «Оптина». В ней находились:

Рабочий-стол-Серафима

рабочий стол и типично монашеская кровать, если так можно охарактеризовать узкий, жёсткий, без матраца топчан, сколоченный из двух досок. Келья дощатая, ничем не утеплена. Крохотная печь топилась дровами перед сном, но грела не более часа. К утру уже температура в келье опускалась ниже нуля.

Сегодня к келье  заросла народная тропа.

Заросла народная тропа 1

То, к чему призывал Серафим, ушло в небытие. Жить по канонам монаха-отшельника способны далеко не многие, тем более среди американцев. Келья Серафима разваливается.

келья о.серафима

Издательство обители работало при отце Серафиме и лишь 1,5 года после его кончины. В настоящее время типография не функционирует. Внутри ее много пыли… 

печатная мастерская с переплётным цехом

Станок, на котором, вручную, отец Серафим напечатал свои бесценные труды,

теперь на «заслуженном отдыхе». Он  стоит в старой типографии, храня тепло рук  великого «пустынника».

Печатный-станок


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.