Иеромонах Серафим (Роуз), в миру Юджин Роуз, родился 12 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городке Сан-Диего, и рос в типичной американской протестантской семье.
Ещё в детстве он обращал на себя внимание учителей своей одаренностью. Он цитировал наизусть Священное писание. Взрослея, Юджин стал отдаляться от сверстников. Ему не нравился их образ жизни: развлечения и наслаждения. Он не принимал идеалы современной молодёжи, любил размышлять о жизни и своём месте в ней, а потому большую часть времени проводил в уединении. Окончив с отличием в 1952 году школу, он поступает в старейший калифорнийский университет – Помона Колледж.
К тому времени Юджина перестает удовлетворять протестантизм. Он испытывает отвращение к прагматичному и самодовольному миру, в котором вырос. Роуз стал самым непримиримым атеистом из всех сокурсников и в курсовой работе написал: «Под «Богом» я подразумеваю «вселенную», это более точное определение, потому что я хочу показать Его не в личностном аспекте, а в обобщающем…»
После окончания колледжа в 1956 году со степенью бакалавра
Юджин становится студентом Академии Востоковедения в Сан-Франциско, где изучает индуизм, буддизм, иудаизм, суфизм и другие. Причём, что немаловажно, религию каждой духовной школы он изучает на языке оригинала. Книги Конфуция Юджин читал и изучал на древнекитайском языке. Юджин владел в совершенстве латынью и французским языком. Сокурсник Роуза по Академии Йон Грегсон, который специализировался на христианстве Востока, посоветовал Юджину посетить православное богослужение в
Кафедральном Соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости». Богослужение архиепископа Тихона (Троицкий)
взволновало Роуза:«…Стоило мне перешагнуть порог русской церкви в Сан-Франциско, как со мной произошло что-то неизведанное доселе ни в буддистских, ни в иных восточных храмах. Сердце подсказало: вот твой дом. Я наконец обрёл, что искал». Юджин начинает регулярно посещать собор, учить церковно-славянский и русский языки, в оригинале читать Достоевского, изучать православные книги, а вскоре и сам начинает писать книги о православии. В начале 1957 Юджин уходит из Академии Востоковедения, а осенью 1957 поступает в Калифорнийский университет в Беркли. Здесь он сходится с русским профессором Петром Алексеевичем Будбергом, православным, но невоцерковленным человеком, непревзойдённым знатоком конфуцианства и китайской филологии. Под его руководством Юджин написал блестящую работу по древним наречиям китайского языка и получил степень магистра востоковедения в Калифорнийском университете в Беркли.
В 1961 году, завершив подготовку диссертации, несмотря на то, что в университете ему прочили блестящую карьеру, он решает оставить учебу ради написания книги о духовном состоянии современного человека.
Задуманная вещь требовала огромной отдачи сил. Юджин решает отказаться от преподавательской работы в университете, пишет родителям, что оставляет преподавательскую карьеру, чтобы “иметь не больше, чем нужно для жизни”. Он выбирает для заработка самую грязную, неквалифицированную работу уборщика, дворника, предпочитая любой физический труд умственному, чтобы не мешать ходу своих мыслей.
В это время у Юджина появляются друзья – православные русские. Он окончательно определился с вероисповеданием, и в феврале 1962 года принимает православие. Но ещё в 1957 году, за пять лет до принятия православия, будущий иеромонах Серафим (Роуз) написал реферат «Псевдорелигии и современность», где указал, что протестантизм и католицизм приведут к воцарению Антихриста: «Человечество угодит в этот капкан, уверует в сверхразумную и сильную личность и, как всегда в поисках «света истины”, покорным стадом устремится за тем, кто предлагает «единственно верный путь”.
Юджин посещает все утренние и вечерние службы, с благоговением взирает на архиепископа Иоанна (Максимович),
о котором было известно, что он аскет и чудотворец. Архиепископ Иоанн предложил ему читать на клиросе. Юджин быстро справился со сложными текстами на старославянском языке. Когда же архиепископ Иоанн учредил в Сан-Франциско теологическую школу, Роуз поступил в неё и через 3 года закончил с отличием, хотя лекции читались на русском языке.
Юджин пишет статьи в православный бюллетень «Православный вестник». В 1961 году он знакомится с Глебом Подмошенским, сыном русских эмигрантов, выпускником семинарии в Джорданвилле. Подмошенский предложил Юджину организовать православное братство в Америке, продолжая дело, начатое ещё Германом Аляскинским, монахом Валаамского монастыря,
и назвать братство в его честь. Работа должна была начаться с открытия книжной лавки. На механическом печатном станке, мало чем отличавшемся от станка Гутенберга, они начали издавать бюллетень «Православный вестник».
Но всё чаще братьям приходила мысль о монашестве. Особенно их привлекал подвиг пустынножительства. Они хотели отречься от мирской суеты, наполнить жизнь неторопливыми мыслями о жизни и своём месте в ней, в единении с Богом. Летом 1967 года они начали поиск места для скита. Наконец участок земли был найден. Это было уединённое место на поросшем лесом холме, вблизи городка Платина (Северная Калифорния).
В 1969 году Глеб и Юджин переехали в скит, где на протяжении года продолжали выпускать «Православное слово» и другие издания.
В 1970, в октябре, они были пострижены в монашество. Юджин, в честь Серафима Саровского взял имя Серафим, а Глеб, в честь Германа Аляскинского — Герман. Так появился иеромонах Серафим (Роуз).
Добавить комментарий